Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

монро мэрилин

Энциклопедический словарь

Монро́ Мэрилин - настоящие имя и фамилия Норма Джин Бейкер Мортенсон (Baker Mortenson) (1926-1962), американская киноактриса. Фильмы: «Как выйти замуж за миллионера», «Некоторые любят погорячее» (в отечественном прокате - «В джазе только девушки»), «Неприкаянные» и др. Самая популярная американская актриса 50-х гг. Умерла при невыясненных обстоятельствах. Её жизни и творчеству посвящена киноантология «Мэрилин».

* * *

МОНРО Мэрилин - МОНРО́ (Monroe) Мэрилин (наст. имя Норма Джин Бейкер Мортенсон; Baker Mortenson) (1 июня 1926, Лос-Анджелес - 5 августа 1962, там же), американская киноактриса, одна из самых ярких кинозвезд 1950-х годов. Ни одна фигура в истории кино не вызывала столь разноречивых толков, как Монро, ставшая самой популярной звездой 1950-х годов. Не только ее частная жизнь (в частности, история ее браков - со знаменитым бейсболистом Ди Маджио и драматургом Артуром Миллером (см. МИЛЛЕР Артур)), любовных связей (в том числе с Ивом Монтаном (см. МОНТАН Ив) и братьями Кеннеди (см. КЕННЕДИ Джон)), но и обстоятельства смерти (было ли это самоубийство, убийство или просто несчастный случай), в которых даже усматривают след политического заговора, живо обсуждаются по сей день.

Не менее горячо дискутируется вопрос о том, была ли она настоящей актрисой или всего лишь фигуранткой, отличавшейся на редкость киногеничной внешностью. Вряд ли Монро обладала незаурядным актерским дарованием; в ее карьере основную роль действительно сыграла внешность - женственная фигура с высокой грудью, узкой талией и стройными ногами, пышные белокурые волосы, чувственный рот, влекущие глаза. Внешняя красота, разумеется, корректировалась пластической хирургией и гримом, но никакой макияж не смог бы компенсировать то магнетическое обаяние, благодаря которому, когда она появлялась на экране, от нее нельзя было отвести глаз. К тому же, начав карьеру совершенно неподготовленной, Мэрилин упорно работала над собой, брала уроки у Михаила Чехова, занималась в Актерской студии Ли Страсберга, старалась побольше читать (мечтала сыграть Грушеньку в «Братьях Карамазовых» Достоевского). Тем не менее в кино эксплуатировались главным образом ее внешние данные и сексапильность. Уникальность этой звезды состояла в сочетании вызывающей эротичности и наивно-простодушного, полудетского взгляда.

Ее работа в кино началась в 1947 (эпизод в картине «Опасные связи»), но впервые ее заметили в фильме Дж. Манкевича «Все о Еве» (1951), где она, в сущности, сыграла самое себя - начинающую актрису, снедаемую честолюбивыми планами. Ее активно снимают в фильмах с красноречивыми названиями «Любовное гнездышко»(1950), «Давай поженимся»(1951), «Мы не женаты» (1952), «Можно входить без стука»(1952), «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953), «Как выйти замуж за миллионера»(1953), «Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес»(1954), «Зуд седьмого года «(1955), «Принц и танцовщица»(1957), где ставка делалась на ее «фактуру». В историю кино вошел скандально-революционный по тем временам эпизод из «Зуда седьмого года», где воздушный поток из вентиляционной решетки вздымает ее юбку, высоко обнажая ноги.

Одной из лучших ее работ в этом ряду стала Душечка (Сахарная Тростинка)- солистка женского музыкального ансамбля, мечтающая выйти замуж за богача, но находящая счастье с нищим музыкантом в фильме блестящего комедиографа Билли Уайлдера «Некоторые любят погорячее» (1959, советское прокатное название «В джазе только девушки»). Это была одна из самых последних черно-белых лент Голливуда, к тому времени все блокбастеры снимались в цвете. В контракте Морно с компанией «Юнайтед артист» был даже специальный пункт, согласно которому она принципиально не снималась в черно-белых лентах. С огромным трудом Уайдлеру удалось уговорить продюсеров и саму Монро отказаться от цвета. Режиссер оказался прав - успех фильма был оглушающим. «В джазе только девушки» был единственным фильмом Монро попавшим в советский прокат. В 2000 году Американский институт кинематографии признал его лучшей американской комедией всех времен.

Глубина драматического таланта Монро обнаружилась только в ее последней картине «Неприкаянные» (1961) Джона Хьюстона (по сценарию ее тогдашнего мужа Артура Миллера, написавшего роль специально по ее просьбе). Но «Неприкаянные» задумывались режиссером как фильм для мужского ансамбля, и Мэрилин, сколько ни старалась, выглядела здесь неуместно. Смерть сразу после съемок ее партнера Кларка Гейбла (см. ГЕЙБЛ Кларк), развод с мужем, неудачная попытка родить ребенка в очередной раз привели к нервному срыву. Она даже отказалась от предложения сняться в римейке «Голубого ангела» - фильма, прославившего Марлен Дитрих (см. ДИТРИХ Марлен), и от роли голливудской звезды Джин Харлоу (см. ХАРЛОУ Джин). А потом сорвала съемки картины «Что-то непременно случится». Ее нашли мертвой за день до объявленной ею пресс-конференции, на которой она намеревалась обнародовать свои разговоры с сенатором Робертом Кеннеди.

Жизнь и судьба Мэрилин Монро волновала многих современников, в том числе знаменитого художника и режиссера Энди Уорхола (см. УОРХОЛ Энди), но ее психологический портрет, вероятно, точнее всего воссоздал Артур Миллер в пьесе «После грехопадения». За последние годы в России вышло несколько книг, посвященных американской кинозвезде - «Мэрилин Монро» А. Грачева (1991), «Мэрилин Монро» К. Разлогова (1991), «Мэрилин» И. Беленького (1993).

Большой энциклопедический словарь

МОНРО Мэрилин (наст. имя и фам. Норма Бейкер - Baker) (1926-62), американская киноактриса. Фильмы: "Как выйти замуж за миллионера", "Некоторые любят погорячее" (в советском прокате "В джазе только девушки"), "Неприкаянные" и др. Самая популярная американская актриса 50-х гг. Ее жизни и творчеству посвящена киноантология "Мэрилин".

Энциклопедия Кольера

МОНРО Мэрилин (Monroe, Marilyn)

МЭРИЛИН МОНРО

МЭРИЛИН МОНРО

(1926-1962), американская кинозвезда, легенда Голливуда. Монро (наст. имя - Норма Джин Мортенсон, Norma Jean Mortenson) родилась 1 июня 1926 близ Лос-Анджелеса. В годы войны, когда юная Монро работала на авиационном заводе, на нее обратил внимание армейский фоторепортер, в 1946 ее портреты появились на обложках нескольких журналов, после чего ей был предложен контракт на съемки в Голливуде. Ее дебютом стали мимолетные появления в фильмах Скудда-у! Скудда-эй! (Scudda-Hoo! Scudda-Hay) и Опасные годы (Dangerous Years, 1948), за ними последовал более крупный эпизод в малобюджетном мюзикле Дамы из кордебалета (Ladies of the Chorus, 1949). Получив эпизодические, чисто "внешние" роли в фильмах Все о Еве (All about Eve) и Асфальтовые джунгли (The Asphalt Jungle, 1950), Монро сумела сыграть их на пределе своих способностей. Заметив, что зрителю нравится выражение девической невинности в сочетании с обольстительным телом, Голливуд стал предлагать актрисе более выигрышные роли - в фильмах Входите без стука (Don't Bother to Knock, 1952) и Ниагаре (Niagara, 1953). К 1954 Монро превратилась в звезду первой величины и культовую фигуру. В фильме Джентльмены предпочитают блондинок (Gentlemen Prefer Blondes, 1953) Монро продемонстрировала свои способности в пении и танце, а после картин Как выйти замуж за миллионера (How to Marry a Millionaire, 1953), Через семь лет после свадьбы (The Seven Year Itch, 1955), Принц и хористка (The Prince and the Showgirl, 1957) она вполне освоилась в жанре легкой комедии. Силу привлекательности Монро можно оценить по двум ее самым успешным фильмам - Автобусная остановка (Bus Stop, 1956), где лучше всего заметно ее внешнее очарование, и классическая комедия Б.Уайлдера Некоторые любят погорячее (Some Like It Hot, 1959; в рус. прокате В джазе только девушки), где в полной мере проявился незаурядный комедийный дар актрисы. С ростом славы Монро ее личная жизнь осложнялась. Растущее признание ее актерских способностей (она даже решила оставить Голливуд и учиться в престижной Актерской студии у Л. и П.Страсбергов) не смягчило ее душевного дискомфорта. Актриса все сильнее впадала в зависимость от алкоголя и транквилизаторов. Сценарий последнего фильма Монро - Неприкаянные (The Misfits, 1960) - был написан специально для актрисы ее третьим мужем, известным драматургом А.Миллером, но ее частые болезни и срывы съемок привели к превышению сметы и провалу проекта. Монро ушла из жизни, по официальной версии - в результате самоубийства, в Лос-Анджелесе 5 августа 1962.

ЛИТЕРАТУРА

Ренер С. Трагедия Мэрилин Монро. М., 1970 Туровская М. Герои безгеройного времени. М., 1971 Грачев А. Мэрилин Монро. М., 1991 Разлогов К. Мэрилин Монро. М., 1991 Беленький И. Мэрилин. М., 1993 Корда М. Бессмертные. М., 1994

Полезные сервисы