Монро́ Мэрилин - настоящие имя и фамилия Норма Джин Бейкер Мортенсон (Baker Mortenson) (1926-1962), американская киноактриса. Фильмы: «Как выйти замуж за миллионера», «Некоторые любят погорячее» (в отечественном прокате - «В джазе только девушки»), «Неприкаянные» и др. Самая популярная американская актриса 50-х гг. Умерла при невыясненных обстоятельствах. Её жизни и творчеству посвящена киноантология «Мэрилин».
* * *
МОНРО Мэрилин - МОНРО́ (Monroe) Мэрилин (наст. имя Норма Джин Бейкер Мортенсон; Baker Mortenson) (1 июня 1926, Лос-Анджелес - 5 августа 1962, там же), американская киноактриса, одна из самых ярких кинозвезд 1950-х годов. Ни одна фигура в истории кино не вызывала столь разноречивых толков, как Монро, ставшая самой популярной звездой 1950-х годов. Не только ее частная жизнь (в частности, история ее браков - со знаменитым бейсболистом Ди Маджио и драматургом Артуром Миллером (см. МИЛЛЕР Артур)), любовных связей (в том числе с Ивом Монтаном (см. МОНТАН Ив) и братьями Кеннеди (см. КЕННЕДИ Джон)), но и обстоятельства смерти (было ли это самоубийство, убийство или просто несчастный случай), в которых даже усматривают след политического заговора, живо обсуждаются по сей день.
Не менее горячо дискутируется вопрос о том, была ли она настоящей актрисой или всего лишь фигуранткой, отличавшейся на редкость киногеничной внешностью. Вряд ли Монро обладала незаурядным актерским дарованием; в ее карьере основную роль действительно сыграла внешность - женственная фигура с высокой грудью, узкой талией и стройными ногами, пышные белокурые волосы, чувственный рот, влекущие глаза. Внешняя красота, разумеется, корректировалась пластической хирургией и гримом, но никакой макияж не смог бы компенсировать то магнетическое обаяние, благодаря которому, когда она появлялась на экране, от нее нельзя было отвести глаз. К тому же, начав карьеру совершенно неподготовленной, Мэрилин упорно работала над собой, брала уроки у Михаила Чехова, занималась в Актерской студии Ли Страсберга, старалась побольше читать (мечтала сыграть Грушеньку в «Братьях Карамазовых» Достоевского). Тем не менее в кино эксплуатировались главным образом ее внешние данные и сексапильность. Уникальность этой звезды состояла в сочетании вызывающей эротичности и наивно-простодушного, полудетского взгляда.
Ее работа в кино началась в 1947 (эпизод в картине «Опасные связи»), но впервые ее заметили в фильме Дж. Манкевича «Все о Еве» (1951), где она, в сущности, сыграла самое себя - начинающую актрису, снедаемую честолюбивыми планами. Ее активно снимают в фильмах с красноречивыми названиями «Любовное гнездышко»(1950), «Давай поженимся»(1951), «Мы не женаты» (1952), «Можно входить без стука»(1952), «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953), «Как выйти замуж за миллионера»(1953), «Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес»(1954), «Зуд седьмого года «(1955), «Принц и танцовщица»(1957), где ставка делалась на ее «фактуру». В историю кино вошел скандально-революционный по тем временам эпизод из «Зуда седьмого года», где воздушный поток из вентиляционной решетки вздымает ее юбку, высоко обнажая ноги.
Одной из лучших ее работ в этом ряду стала Душечка (Сахарная Тростинка)- солистка женского музыкального ансамбля, мечтающая выйти замуж за богача, но находящая счастье с нищим музыкантом в фильме блестящего комедиографа Билли Уайлдера «Некоторые любят погорячее» (1959, советское прокатное название «В джазе только девушки»). Это была одна из самых последних черно-белых лент Голливуда, к тому времени все блокбастеры снимались в цвете. В контракте Морно с компанией «Юнайтед артист» был даже специальный пункт, согласно которому она принципиально не снималась в черно-белых лентах. С огромным трудом Уайдлеру удалось уговорить продюсеров и саму Монро отказаться от цвета. Режиссер оказался прав - успех фильма был оглушающим. «В джазе только девушки» был единственным фильмом Монро попавшим в советский прокат. В 2000 году Американский институт кинематографии признал его лучшей американской комедией всех времен.
Глубина драматического таланта Монро обнаружилась только в ее последней картине «Неприкаянные» (1961) Джона Хьюстона (по сценарию ее тогдашнего мужа Артура Миллера, написавшего роль специально по ее просьбе). Но «Неприкаянные» задумывались режиссером как фильм для мужского ансамбля, и Мэрилин, сколько ни старалась, выглядела здесь неуместно. Смерть сразу после съемок ее партнера Кларка Гейбла (см. ГЕЙБЛ Кларк), развод с мужем, неудачная попытка родить ребенка в очередной раз привели к нервному срыву. Она даже отказалась от предложения сняться в римейке «Голубого ангела» - фильма, прославившего Марлен Дитрих (см. ДИТРИХ Марлен), и от роли голливудской звезды Джин Харлоу (см. ХАРЛОУ Джин). А потом сорвала съемки картины «Что-то непременно случится». Ее нашли мертвой за день до объявленной ею пресс-конференции, на которой она намеревалась обнародовать свои разговоры с сенатором Робертом Кеннеди.
Жизнь и судьба Мэрилин Монро волновала многих современников, в том числе знаменитого художника и режиссера Энди Уорхола (см. УОРХОЛ Энди), но ее психологический портрет, вероятно, точнее всего воссоздал Артур Миллер в пьесе «После грехопадения». За последние годы в России вышло несколько книг, посвященных американской кинозвезде - «Мэрилин Монро» А. Грачева (1991), «Мэрилин Монро» К. Разлогова (1991), «Мэрилин» И. Беленького (1993).